ВРЕМЯ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ ОНЛАЙН, ИЛИ КАК ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ ЗНАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ

Педагоги-психологи тоже оказались в новой социальной ситуации, которая поможет развить профессиональные компетенции и приобрести новые навыки работы в дистанционном формате. В современном мире, в век Интернета, находясь дома или на рабочем месте, можно общаться, работать, учиться, не подвергая опасности себя и других людей в период карантина.

В связи с новыми условиями обучения для психолого-педагогической работы в дистанционной форме требуется, во-первых, организация рабочего места педагога-психолога, во-вторых, подбор инструментария, освоение дистанционных технологий работы (в т.ч. групповых и индивидуальных), в-третьих, соблюдение этических норм психолога в связи с применением дистанционных форм работы.

Основными направлениями работы педагога-психолога, обозначенными в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) как формы психологического сопровождения участников образовательных отношений остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с администрацией, педагогами, учащимися, родителями. Однако, в привычный набор методов и подходов необходимо будет внести некоторые коррективы с учетом дистанционного режима.

Изменение режима образования предполагает выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагогов-психологов с педагогическими работниками, обучающимися и их родителями (законными представителями), предусматривающего (Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) // Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. N 07-2446 «О направлении информации»):✓ установление и поддержание контактов педагога-психолога с членами семей, педагогическими работниками и администрацией образовательных организаций (в том числе проведение опроса и установочного совещания по организации психолого-педагогической поддержки образования в условиях дистанционного режима обучения и распространения коронавируса);✓ проведение консультаций и мероприятий просветительского, методического, организационного характера, в том числе по проблемам организации учебной деятельности и досуга в домашних условиях, повышения мотивации обучающихся на участие в дистанционных занятиях, повышения адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям обучения, применения педагогических технологий, способствующих повышению эффективности удаленных форм учебных занятий.

В сложившихся условиях работа педагога-психолога должна предусматривать:✓ психологическое просвещениев онлайн-режиме. Практически у всех педагогов-психологов есть аккаунты в социальных сетях, многие ведут собственные сайты, сообщества в Вконтакте, Одноклассниках и др., где можно осуществлять психологическое просвещение по актуальным вопросам. Проводить онлайн-просвещение можно в Skype, Whats App, Viberи др. посредством создания интересного видео-контента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек, коллекций видеофильмов для организации психологического кинозала.✓ психологическая профилактика на удаленном доступе – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся (воспитанников), разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе и по вопросам психологического сопровождения дистанционного обучения, а также привитие навыков совладающего поведения всем субъектам образовательной среды; обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы) через вебинары, онлайн-трансляции.✓ психологическое дистантное консультирование предполагает

— применение в практике педагога-психолога форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи (в т.ч. в дистанционном формате), с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, страхи, тревога, агрессивные проявления);

— психологическое консультирование родителей и близких членов семей обучающегося, в том числе направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни.✓ психологическая компьютерная диагностика возможна черезпсиходиагностические порталы (в Липецкой области работает психологический интернет-портал АТТИТЮД.РФ), на которых с помощью методик, тестов, анкет можно провести диагностику и выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей дошкольного и школьного возраста, которые должны быть учтены в процессе психологического сопровождения обучающихся в дистанционном режиме;

— диагностика через сеть Интернет с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование);

— создание онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы)

мониторинговая деятельность в виртуальном облаке.✓ психологическая коррекционно-развивающая работа в дистанционном режиме может проходить в индивидуальном формате (с использованием программ zoom, skype, WhatsApp и других цифровых платформ) или групповом (через видеоконференсвязь) для обучающихся, испытывающих трудности в адаптации, развитии, поведении, в том числе работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

— нахождение обучающихся вне образовательного учреждения должно предусматривать работу педагога-психолога совместно с социальным педагогом в онлайн-формате с семьями группы риска по предупреждению возникновения у несовершеннолетних социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения (употребление ПАВ, агрессивное и аутоагрессивное поведение, депрессивные состояния, попадание под влияние деструктивных сообществ (посредством сети интернет), рост проявлений рискованного поведения и пр.);

— психологическая коррекция с использованием онлайн- и мобильных тренажеров, онлайн игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов).✓ экспертно-методическая деятельность в дистанционном режиме, включающая разработку методических рекомендаций для участников образовательных отношений, программ, обобщения опыта по теме самообразования, помощь педагогам в выборе образовательных технологий, адекватных дистанционным условиям обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

— оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию дистанционного образовательного процесса.

Форматы и технологии взаимодействия психологической службы на внутриведомственном и межведомственном уровне✓ видео-конференцсвязь для проектного и оперативного взаимодействия специалистов психологической службы муниципального уровня и областного;✓ сетевое взаимодействие на объединенном региональном портале roditel48.ru;✓ единая библиотека нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность психологической службы на сайте http: www.семья48.рф;✓ мобильное и безбумажное взаимодействие специалистов на внутриведомственном и межведомственном уровне;✓ онлайн ресурсная карта специалистов психологической службы с возможностью взаимодействия с ними (навигатор муниципальных консультационных пунктов – Приложение 1);✓ в Липецкой области функционирует единая информационная система для передачи случаев, требующих, в том числе, психологической помощи:

8-800-450-48-48 — горячая линия по вопросам профилактики распространения короновирусной инфекции на базе единой диспетчерской службы Липецкой области, к которой присоединились педагоги-психологи Г(О)БУ Центра «СемьЯ»;

8-800-2000-122 — телефон доверия консультативной психологической помощи, оказываемой бесплатно и анонимно – это федеральная линия, которая в Липецкой области находится в трёх центрах: • ОКУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям»;• Г(О)БУ ППМСП-центр;• Г(О)БУ Центр «СемьЯ».

8-900-988-40-75; 8(4742)35-20-04 – диспетчерская Региональной ресурсной службы по оказанию психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам обучения, развития, воспитания детей от рождения до 18 лет на территории Липецкой области.

ВРЕМЯ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ ОНЛАЙН, ИЛИ КАК ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ ЗНАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ — Г(О) БУ Центр «СемьЯ»
Г(О) БУ Центр «СемьЯ»
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
8-800-2000-122
8-800-201-70-22
+7 (4742) 28-40-45
Записаться