Государственное (областное) бюджетное учреждение Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ».
[bvi text="Версия для слабовидящих"]
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
8-800-2000-122
8-800-201-70-22
+7 (4742) 28-40-45

Вебинар для родителей «Ребёнок один дома: обеспечение психологической безопасности»

21 апреля 2020 года в 10:00 ч педагог-психолог Ольга Николаевна Дунаева на базе Г(О)БУ Центр «СемьЯ» провела вебинар для родителей «Ребёнок один дома: обеспечение психологической безопасности».

В вебинаре приняли участие 35 человек.

На вебинаре мы разобрали следующие ситуации:

1. Когда и как можно оставлять ребенка дома одного

  • Именно тогда, когда ребенок сам демонстрирует свою готовность и прямо об этом говорит.

2. Законно ли оставлять ребенка одного дома

  • Статья 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, —
наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Так, в России оставление ребёнка без помощи недопустимо до достижения им возраста 14 лет. Нахождение ребёнка младше 18 лет одного на улице и в общественных местах без сопровождения ответственных взрослых с 22:00 до 6:00 тоже является нарушением закона. Если ребёнок задержался где-то в гостях, то родители обязаны за ним приехать. Этого, кстати, многие просто не знают. Если вы оставили ребёнка в возрасте до 14 лет одного дома и ничего не случилось, то это одна ситуация, но если что-то всё же произойдёт, то вы несёте за это, в том числе, и уголовную ответственность. Но мы сейчас с вами будем обсуждать не законодательную базу, а то, почему не стоит так делать, а также попытаемся понять, когда вы испытываете в этом необходимость и что можно предпринять, чтобы избежать таких ситуаций.

3. Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома

Для того чтобы принять правильное решение, нужно точно знать, готов ли к нему ребенок. Существует несколько косвенных признаков зрелости:

  • ребенок способен сам занять себя более двух часов;
  • не страшится темноты, комфортно чувствует себя при запертых дверях;
  • хорошо понимает, что можно и нельзя и может объяснить, почему именно нельзя;
  • играет в ролевые игры, где выполняет роль взрослого (врача, мамы, няни или воспитателя и др.);
  • за ним не наблюдалось специфических наклонностей – избегает боли, не старается причинить ее другим (сестрам, братьям, домашним животным и т. д.);
  • умеет пользоваться телефоном и может позвонить при необходимости;
  • не мстителен – не склонен затаивать обиду, строить планов мести;
  • способен адекватно оценить свои поступки – знает, за что последует наказание, а в каком случае родители будут его хвалить;
  • знает свои обязанности и выполняет их – убирает за собой игрушки, моет кружку и т. д.;
  • соблюдает режим дня практически без контроля и тем более без постоянных напоминаний со стороны старших (это говорит о самодисциплине).
  • Если на все восемь пунктов из вышеприведенного списка вы ответите утвердительно, у вас есть повод попробовать выйти на новый уровень самостоятельности малыша. Очень важно: даже если все пункты можно отнести к вашему ребенку, но он наотрез отказывается оставаться дома один, принуждать его к этому ни в коем случае не стоит. Если же он охотно соглашается, можно смело пробовать.

4. Психологическая безопасность ребенка

  • Уверенное и психологически устойчивое поведение взрослого родителя – гарант психологической безопасности ребенка.

5. Потенциально опасные ситуации

Чего боятся родители?

Поскольку взрослые, зная творческую натуру своего ребенка, не берутся предсказывать, что он придумает в следующую минуту, их страхи носят характер вселенских катастроф.

  • Пожары и наводнения. Игра в кораблики с незакрытым краном или кулинарные эксперименты с включенной плитой, безусловно, могут привести к трагическим последствиям. Поэтому, прежде чем оставлять ребенка дома одного, необходимо убедиться в том, что у него сформированы прочные стереотипы безопасного поведения. Например, если он регулярно забывает выключать воду после умывания, вероятность потопа в ваше отсутствие очень высока. Важно уделить специальное время тренировке полезных привычек, чтобы свести риск к минимуму.
  • Травмы и отравления. Как правило, они происходят в тех ситуациях, когда ребенок, гордый своей самостоятельностью, решает быть еще более взрослым и пытается достать что-то с антресолей или принять лекарство в случае плохого самочувствия. Необходимо договориться с сыном или дочерью о том, что без вас они не будут делать того, чего никогда не делали раньше. Попросите каждый раз, когда ребенка посещает очередная гениальная идея, обязательно задавать себе вопрос: «А что сказала бы мама?».
  • Злоумышленники. Как ни странно, но многие взрослые боятся воров и похитителей не меньше, чем их дети. Однако, в отличие от ребенка, родители могут взвесить все факты, почерпнутые в криминальной хронике, и определить наиболее безопасное время для его самостоятельного пребывания в квартире. Лучше всего планировать дела на утро выходных или в будни с 16 до 20 часов, когда большинство соседей находятся дома.

6. Что ребенок должен уметь делать самостоятельно

  • В норме к 10 годам ребенок в бытовом плане уже способен делать все и пользоваться бытовыми предметами на равнее со взрослым.

7. Один дома – в первый раз

  • В первый раз остаться дома всегда тревожно и для родителя и для ребенка. Стоит приучать постепенно и первоначально интервал должен быть минимальным от 30минут до 1,5 часов не более. У ребенка должна быть обязательно постоянная связь с родителем (то есть возможность позвонить родителю в любой момент).

8. Мама вернулась!

Встреча должна быть радостной. Без критики и нравоучений. С положительной реакцией на возможные «оплошности» первого самостоятельного опыта.